25 ноября, 2025

Герман Греф насчитал 1,5 трлн рублей недоплаты налогов маркетплейсами

Сбербанк опубликовал отчет под названием «Налоговый арбитраж на маркетплейсах», где впервые подробно объяснил, как в расчётах появилась цифра 1,5 трлн рублей. Именно такой объём упущенных бюджетом налогов банк ожидает в 2026 году. В 2025-м, по оценке Сбера, недоплата составит 1,1 трлн рублей.

Неделю назад Герман Греф заявил, что платформы онлайн-торговли находятся «вне налоговой конкуренции«, а скидки на маркетплейсах фактически даются «за наш с вами счёт».

Герман Греф и Владимир Путин
Герман Греф и Владимир Путин

Откуда взялась сумма

Сбер сравнил два режима налогообложения:

потенциальные поступления НДС со всех продаж на маркетплейсах, если бы они облагались по средней ставке классического ретейла — 21%;

фактический НДС, который платят селлеры, работающие в основном на УСН или как нерезиденты, — то есть либо по пониженным ставкам, либо вовсе без НДС.

Таким образом, речь идёт не о нарушении, а о «налоговом арбитраже» — разнице между режимами, позволяющей одним участникам рынка платить меньше, чем другим при аналогичной деятельности.

Что показала аналитика Сбера

60% оборота маркетплейсов приходится на микро- и малый бизнес на УСН — около 6,8 трлн рублей в 2025 году.

Наибольшая выгода — у участников серого импорта, которые не платят ни импортный НДС, ни таможенные пошлины.

7% продавцов с долей 18% оборота регистрируются в регионах с льготами по УСН — Калмыкия, Удмуртия, Мордовия, Чечня, Дагестан. Потери бюджета от такой массовой регистрации оцениваются в 60 млрд рублей в год.

Отдельно Сбер отметил, что развитие маркетплейсов совпадает со снижением числа традиционных розничных компаний — как малого и среднего бизнеса, так и крупных.

Цены и модель продаж

Сбер приводит пример:

iPhone 16 Pro Max 256 ГБ стоит 131 000 рублей в офлайн-рознице;

на маркетплейсе по модели 118 000 рублей;

у нерезидента — 111 000 рублей.

Разница, по оценке банка, формируется за счёт более низкой налоговой нагрузки продавцов.

Что происходит вокруг

На этом фоне регуляторы обсуждают новые ограничения для платформ.

ЦБ предложил запретить маркетплейсам:

устанавливать скидки в зависимости от способа оплаты;

продавать товары дочерних банков на своих платформах.

Банки также выступили против привязки скидок к конкретным способам оплаты.

Татьяна Ким
Татьяна Ким

Основательница Wildberries Татьяна Ким считает, что предлагаемые меры нацелены просто на уничтожение конкурентов.