23 сентября, 2025

«Меня боятся». Покинувший Россию миллиардер Пётр Авен пожаловался на латвийскую «интеллигенцию»

Российский миллиардер Пётр Авен, который находится под санкциями Евросоюза из-за предполагаемых связей с Кремлём на фоне спецоперации России в Украине, дал интервью латвийскому изданию Neatkarīgā Rīta Avīze. В нём 70-летний бывший глава Альфа-Банка высказался об отношениях с Владимиром Путиным, раскритиковал европейское правосудие и пожаловался на одиночество в Риге, где сейчас живёт.

В ходе разговора Авен заявил, что сам «до конца не понимает», за что попал под европейские санкции. Он назвал эту ситуацию «противоречащей основам западного мира», поскольку «на политическом уровне» организован отъём имущества без решения суда. «Активы заморожены, я ничего с ними не могу сделать. Конечно, это не совсем конфискация, но какая разница, если это навсегда», — объяснил он.

Напомним, из-за санкций все счета Авена сейчас заморожены. Из-за этого бизнесмен, который сейчас занимает 33 место в российском рейтинге Forbes (с состоянием 4,8 млрд долларов), продолжает копить долги по налогам, за которые латышские власти в частности арестовали его особняк в центре Риги, а также его роскошную усадьбу. Известно также, что все его английские активы заморожены, арестована его недвижимость в Италии.

Бизнесмен сравнил эту ситуацию с тем, что происходило во времена СССР, когда власти лишали людей их гражданских прав в ходе репрессии. «Мне казалось, что подобное возможно только в Советском Союзе — в тоталитарной системе этой страны. Но сейчас происходит то же самое», — отметил Пётр.

Пётр Авен
Пётр Авен

Он также выразил разочарование по поводу европейской судебной системы, которая, по его словам, «находится под влиянием политики». По словам Авена, ранее он уже выиграл в суде один из исков по отмене санкций, «доказав, что не имел никакого отношения к так называемой спецоперации, развязанной Россией», но его так и не исключили из санкционного списка под предлогом «новых критериев». «По сути, сам факт того, что я когда-то был успешным российским бизнесменом, также стал основанием для санкций. Это было просто издевательство и политически мотивированное решение», — заявил он.

Отвечая на претензию по поводу того, что он был «путинским олигахом и казначеем», Авен заявил, что в силу своего поста (а на тот момент он был председателем совета директоров Альба-Банка) был обязан присутствовать на совещаниях Владимира Путина с банкирами и за последние 20 лет «несколько раз встречался» с ним самим, но не считает, что ему нужно оправдываться за это. «Мне не хочется обсуждать политику. Я никогда ею не занимался, какие бы слухи ни ходили», — заявил он.

По словам Авена, он избавился от всего своего бизнеса в России, оставив только свой дом и большую коллекцию картин, и прочно обосновался в Латвии, где и намерен впредь «жить простой человеческой жизнью»: «Я чувствую себя в своём загородном поместье как дома, у меня тёплые отношения с соседями. Я вступил в охотничье общество».

На исторической родине Пётр занялся благотворительностью: поддерживает медицину, искусство, восстанавливает церкви на миллионы долларов. Однако в круг местной интеллигенции его так и не включили. «Что касается городской «интеллигенции» (я беру это в кавычки), то я чувствую, что они меня боятся. Это странная, противоречивая ситуация. И больше всего боятся политики. Даже те, с кем у меня были хорошие отношения до введения санкций», — пожаловался он.

В телеграм-каналах уже отреагировали на новые откровения миллиардера. «Латвийская интеллигенция (кстати, кто эти четыре человека?) поступает крайне недальновидно, не принимая в свой кружочек Петра Авена. Впрочем, как мы знаем, погрязший в долгах Авен, спокойно завозит к себе в поместье интеллигенцию русскоязычную релокантского призыва. И ничего, справляется как-то с интеллектуальным голодом», — иронизирует по этому поводу «Героиня Татлера», намекая на закрытый показ фильма Кирилла Серебренникова в присутствии российских релокантов, который бизнесмен устроил в Латвии.

«Авен ни за кого не впрягался, к себе не приглашал. А теперь с ним играть не хотят. Всё логично. В Латвии он, как и все мы, испытывает интеллектуальное одиночество. Что ж поделаешь, свой крест надо нести достойно. А он у него как-то по земле волочится, за кочки цепляется», — написала, в свою очередь, по следам интервью Божена Рынска, которая сейчас также живёт в Латвии.

Пётр Авен — российский бизнесмен латвийского происхождения. Имеет российское и латвийское гражданство. С 1991 по 1992 год работал в правительстве России: был первым замминистра иностранных дел в правительстве Егора Гайдара, затем министром внешнеэкономических связей и представителем президента России Бориса Ельцина в Совете «Большой восьмёрки».

С 1994 по 2011 год занимал пост президента Альфа-Банка, затем продолжил работу в компании в качестве председателя совета директоров. Совладелец люксембургского холдинга Letter One, объединявшего активы в энергетике, розничной торговле, телекоммуникациях и фармацевтике.

Сейчас Авена обвиняют в тесных связях с Кремлём, из-за чего в 2022 году он был включён в список лиц, подпадающих под санкции Европейского союза в связи со спецоперацией России в Украине. В феврале 2022 года он покинул Россию, позже в его окружении заявили, что он и его бизнес-партнер Михаил Фридман «готовы на всё, чтобы избавиться от санкций». Последний впоследствии публично жаловался на безденежье из-за санкций, заявив, что не может даже оплатить уборку своего лондонского особняка.

Фото: LetterOne Group/Wikipedia
скриншот YouTube-шоу «Русские норм»*
*»Русские норм» — YouTube-шоу Елизаветы Осетинской, признанной иностранным агентом в РФ